Риштан — город в Ферганской области Узбекистана, расположенный между Кокандом и Ферганой. Керамические изделия и посуда из Риштана – самые популярные в Узбекистане. Тонкие, звенящие, покрытые изысканным орнаментом изделия продают в Узбекистане всюду.
Риштан является старейшим центром керамического искусства Центральной Азии. Здесь была разработана уникальная технология создания керамических изделий. Местная керамика отличается своими формами, орнаментами и цветовой гаммой. Для глиняных изделий Риштана в раскрашивании характерно использование бирюзового, темно синего и коричневого цветов на молочно-белом фоне.
Мастерство риштанских керамистов неисчерпаемо. Узоры, выполненные в манере свободной кисти, основаны на наблюдениях за природой и воспроизводят все разнообразие окружающего мира: цветы, ветви деревьев, фрукты, кувшины, домашняя утварь и прочие. Сегодня, как и сотни лет назад, керамика расписывается в ручную. Индивидуальность мастеров проявляется в уникальной манере письма, при этом сохраняются строгие традиции народного искусства, стиль которого развивался на протяжении многих веков.
Было время, когда практически все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей. У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок.
По историческим сведениям гончарный промысел возник в Риштане около тысячи лет назад. Риштанские керамисты – кузагары считают себя потомками основоположников гончарства и хранителями старых традиций. В средние века искусство риштанских мастеров достигло известности во многих городах и странах, лежавших на Великом шелковом пути. Гончарное производство в Риштане прошло все фазы развития – от домашнего гончарства до современного производства. К концу XIX в. Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, “в конце XIX-нач. ХХвв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек.
Риштанские гончары до сих пор употребляют поливу “ишкор”, которую изготавливают из золы только им известных кустарников. Мастера в нее добавляют олово, окислы кобальта, меди или железа. В зависимости от сочетания этих добавок с поташем, содержащимся в золе, глазурь “ишкор” приобретает ультрамариновый, бирюзовый, белый, черный или коричневый цвет.
Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы – блюда для плова, косы и шокосы – миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы – урдак – полет изощренной фантазии кулолов не знает предела. Сохранились также формы посуды, характерные только для Риштана. Это ритуальные сосуды для омовения рук – даст шу, в виде развернутой пологой чаши на невысоком пустотелом поддоне-резервуаре для слива воды. Его форма, как и форма плоскотелой офтобы, выполненной при помощи штампа, воспринята от ферганских медно-чеканных изделий.
Каждый турист, побывавший в Узбекистане, не удержится от покупки чуда из глины Риштанских мастеров. Ведь любое рукотворное произведение – уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент. Секрет стабильности риштанской школы – в непрерываемой связи нескольких поколений мастеров, когда работу отца разделяют сыновья.
Риштанская керамика — это не просто красивые глиняные тарелки и кувшины, это еще и обереги для их владельцев. Каждый завиток на орнаменте несет в себе сакральный смысл.